среда, 10 сентября 2014 г.

Фотография для фотографов

Не сказать, чтобы я считаю себя фотографом. С одной стороны, снимаю не так много. Настолько немного, что, прямо говоря, мало. Чтобы быть фотографом, снимать нужно каждый день. Обязательно. С другой стороны, мне не нравится слово "фотограф". Почему? Об этом дальше.


Недавно одна симпатичная особа, которая была заказчиком фотосъемки, спросила, как по классике: "а вы фотограф?". Ну, она не совсем так спросила, но смысл похож. Обычно в таких случаях я смущенно отвечаю "я стараюсь" и смотрю на вопрошающего как на говно, пока тот испытывает сбой познавательной функции. Однако поступить так с женщиной было бы слишком неприлично, и мы перекинулись несколькими фразами. Довольно стандартными и не слишком глубокомысленными, но все же значимыми. Не часто удается узнать у постороннего, отвлеченного человека, в случайной обстановке, мимолетное мнение о твоей работе, которую сегодня я выполняю по самому себе не до конца понятной прицине. Не о моей конкретно, и не собстенно о работе, а о стереотипном отношении к отрасли в целом. "Отрасль" - слишком мощно сказано, но путь будет так. Было высказано предположение, что это мой основной источник заработка, и что фотографы, вообще говоря, люди, не обремененные пороком бедности. Это навело меня на мысли. Мысли, конечно же, старые, давно обдуманные, анализированные и синтезированные. Я попытаюсь их сформулировать. Большинство из них очевидны, всем известны и не представляют интереса. Но я также расскажу о том, о чем говорить неприлично. И за высказывание чего на профильном форуме, или в среде профессионалов можно неиллюзорно выхватить как минимум пожизненный бан, а то и прямую угрозу. Ничего особенно крамольного в моих мыслях нет, просто фотографы очень ранимые люди, и, с другой стороны, тщательно оберегают свои секреты, тихо ненавидя и пугаясь любого, кто близко подберется к их великому "профессионализму".

Начнем с анализа того, сколько же зарабатывает фотограф. Да, нам (мне), случается, говорят: "это же такие деньги, ну как так?". В двух словах на этот вопрос не ответить. Постараюсь в двух тысячах. Симать будем то, что, по мнению большинства, должен снимать фотограф, а именно людей на праздниках, мероприятиях, на прогулке и так далее. В самом деле, что же еще фотографировать так, чтобы продать работу? Людям нужны они сами, потому что им, естественно, наплевать на других людей и вообще на все окружающее, даже если оно до сумасшествия красиво. Это не единственный способ заработка для фотографа, но именно он обычно подразумевается, и, в целом, так и есть. Будем снимать свадьбы. Свадьба - это апофеоз "полевого" фотографа, и это тоже правда. Не такая большая, как предыдущая, но тем не менее небольшая такая "правдочка" с оговорками. Возьмем свадьбу 10 часов. Обычно она длится от 4 до 12 часов, но 12 это много и трудно, поэтому пусть будет 10, так считать легче. На самом деле это хорошая свадьба. Не верьте тому, кто говорит, что по хорошей цене снимает свадьбы исключительно по 10..12..16 часов, это вранье.

Теперь самое важное. По какой цене снимать. Можно долго считать, обосновывать, изучать конкурентов, но этого делать не нужно, потому что я все это уже сделал. Т.к. я не фотограф (см. выше), то я поделюсь данными ради повышения чувства собственной важности. Вместе с тем я считаю, что достаточно хорошо знаю "кухню", чтобы рассуждать о данном вопросе. В сватографии море лжи из-за конкуренции, поэтому никто вам не скажет правды, никому нельзя верить, вы уж мне поверьте! В общем, есть две основных цены. Обычная равняется $50. Хорошая равняется $100. Это в час. Есть много рассуждений, считать в часах или вообще не считать, но практика показывает, что в часах хоть не слишком правильно, зато всем понятно. Ну, кроме некоторых упоротых фотографов, которые нигде ничему не учились и не понимают, что для любой оценки нужны показатели. Цена зависит от местности и подвержена заметным колебаниям в разрезе географических областей. Я привожу цены для стандартного русского уездного города N с погрешностью +/- лапоть. Зато числа круглые. Самое главное, очень близки к реальности, и я объясню, почему. А в долларах [США] потому, что USD слабо подвержен инфляции в краткосрочной перспективе, и эти данные будут актуальны гораздо дольше, чем рублевые цены. Переводите по курсу и получите текущую цену в рублях.

Итак, мы получили свадьбу на 10 часов по хорошей цене в 100 долларов в час. Итого 1000 долларов. Это, согласно статистике, очень похоже на среднюю зарплату служащего или не слишком квалифицированного рабочего. 1000 долларов в месяц большинством признается достаточной для минимально-комфортного проживания в России. Теперь понятно, почему заказчик восклицает: "Где же деньги?!" А деньги известно где - в банке. Все до единого рубля. Только счет не на ваше имя...

Для свадьбы нам прежде всего надо что? Фотоаппарат! А вот и неправда, нам нужно 2 фотоаппарата. Как по причинам отказоустойчивости, так и из-за эргономики. Также нужны объективы. Тоже минимум 2, а лучше 3-4, больше по желанию. Чтобы быть конкурентноспособным при цене $100 абы какая техника не подойдет, минимальный набор будет стоить от $10000. Можно даже вывести грубую формулу прикидки расходов: нормально будет, если цена часа будет равняться ~1/100 вашей техники, или 1%. Вроде бы немного. Но у техники есть русурс и цена щелчка, она равна примерно (очень примерно, но, что важно, с погрешностью много меньше порядка) 0,001% за щелчок. То есть в нашем случае это 10 центов за кадр. Сюда входит все: и ресурс затвора, и ресурс объективов, и вспышки, и фильтры, и батареи, и даже рюкзаки и сумки для переноски, а также всякая прочая мелочь вроде фильтров, зарядных устройств, отражателя и т.д., и чистка/обслуживание, короче говоря - все что нужно для дела. Кроме страховки от потери или бандитизма. Тут уж сами проебали, сами думайте, откуда компенсировать (например, можно купить лотерейный билет). Я не беру маргиналов, снимающих на недорогую экзотику и считающих, что так и надо; достаточно рассмотреть 95% фотографов, чтобы понять, что это так. Остальные 5% запишем в исключения и не будем рассматривать (примечание: если вы тот самый маргинал из 5%, поздравляю, вы достигли многослойного просветления и дальше можете не читать).

Нормальный фотограф делает в среднем от 100 до 200 кадров в час, в зависимости от ситуации и от уверенности в себе. Делать меньше 100 сложно т.к. количество отдаваемых снимков тоже играет роль для заказчика. Пусть обещать вы будете половину от количества материала, тогда 50-100 на выходе будет разумным количеством. На практике будет больше, но запас нужно иметь. Возьмем 150 (75+) кадров. Или 1500 (750+) за 10 часов. 150 долларов только на технику. И, признаться, это если не гнать, но больше думать. Можно легко выйти в 200 и 300 долларов. Поэтому новички, которые настреливают по 10К кадров за день, обречены на коммерческий провал, потому что в лучшем случае они окупят лишь технику. А мы будем экономить, пусть будет $150. Осталось $850.

Еще понадобится помощник. Цены на них невысокие. Но хороший помощник очень сильно облегчает работу, с ним съемка выходит на совершенно иной уровень. Меньше $50 ему платить несолидно. Конечно, часто платят меньше, но наша цена в $100 тоже не минимальная, не будем жлобами. Помощник заодно и за техникой последит, чтобы, пока фотограф щелкает затвором, у него тупо не сперли/повредили второй комплект. Осталось $800.

Свадьбу такого рода надо бы отдать в приличном виде. Не все это делают, но реалии таковы, что если взял приличные деньги, будь добр держать марку, а не фиговый дисочек в конвертике. Нужна пачка отпечатков или нормальная фотокнига. Ну это $70 где-то. Нужно еще иметь бэкап, чтоб не ударить в грязь лицом. Запишем на него $30 совокупных расходов. Для скептиков отмечу, что сливание материала на болванку или единственный съемный дик это не бэкап, а чушь собачья. $700.

Затраты на электроэнергию, компьютер, одежду, транспорт и прочие сопутствующие расходы невелики, но их тоже нужно учесть. Возьмем $50. Можно заметить, что компьютер и так должен быть, но фотографу нужен мощный современный компьютер, который и дороже, и электричества жрет больше. Чтобы не выглядеть как чмошник, придется чаще наведываться в магазин за одеждой, потому что от постоянных прыганий и валяний на земле она изнашивается. Ну и так далее. Пусть сюда с запасом войдет все, что не учтено. А на остатки запаса купим мороженое. Сюда, кстати, не вошли расходы на рекламу, это отдельная тема для разговора. Итого на руках осталось $650 от выданной нам $1000. Ну, нет повода для грусти, это тоже неплохо, ведь свадьба-то, по задумке, хотя бы раз в неделю должна быть, а то и два. Вот только одно плохо - мы еще почти ничего не сделали.

Времена, когда можно было вытащить карточку и отдать заказчику, давно прошли, помнит о них лишь пара олдфагов, да и те, скорее всего, врут из-за старческого склероза. Было так на самом деле или нет, теперь уж никто не узнает. К текущему моменту мы отработали 10 часов. Копирование, резервное копирование, беглый просмотр, проверка/протирка техники, заряд батарей и т.п. займет минимум час. Получается 11. Начинаем обрабатывать. Процесс обработки сильно зависит от быстродействия ЭВМ (не пишу ПК, т.к. обрабатывать можно и на мощном сервере, если такой, конечно же, у вас есть) и опыта фотографа. Можно отдать на сторону, не суть важно. Важно то, что на это будет потрачено от 1 до 2 часов на каждый час съемки. Это вместе с отбором, сортировкой и проверкой результата. Возьмем в среднем 1.5 часа, пусть будет 1 час на собственно обработку и 0.5 часа на сопутствующие действия. Прибавляем еще 15 часов и получаем 26 часов работы.

Еще нужна ретушь. Допустим, в цену входит 5 фото с часа. Это немного, потому что многие пишут "ретушь всех фото", и заказчик про нее спрашивает, не делать ретушь мы не можем, и плохо делать тоже не рекомендуется. Пусть будет полчаса на снимок, 50 снимков, 25 часов. Гигантское время, не правда ли? Натасканный ретушер может сделать снимок за 15 минут, но нельзя быть гуру во всем... У нас и так уже много всего, где нужны навыки. Отдать на сторону также можно, обменяв время на деньги, однако для простоты по-прежнему будем считать время, получив уже 51 час.

Фотокнига займет примерно полдня по готовому шаблону (идею делать каждый раз персональный шаблон отбрасываем как идеологически неверную), вместе с походом в типографию (или на почту) записью диска, созданием слайдшоу, комплекта ч/б фото или других мелочей (у каждого свои) и финальной проверкой займет часов 6. Прибавить сюда 2 часа, затраченные на брифинг при первой встрече с клиентами, в сумме получим 53 часа. Это почти полная рабочая неделя без выходных. И это сильно отличается от того, что видит заказчик. Собственно съемка, за которую, по его мнению, берутся деньги, занимает от силы 20% всего процесса. Хорошая фотография - это высокотехнологичный продукт, он не может стоить дешево.

Итак, не отдыхав всю неделю, мы смогли заработать чистыми $650. Считаем дальше. Пусть праздник жизни длится полгода. На самом деле меньше, высокий свадебный сезон идет примерно 3 месяца в году, еще столько же низкий. То есть полгода немного условны. Это где-то 25 свадеб (в лучшем случае по 10 часов в среднем), $16250. Все эти полгода приходилось работать без выходных, отпуска, больничного. Да-да, болеть нельзя, вы сам себе начальник, соцстрах вам ничего не заплатит. И пенсии тоже не будет, неплохо бы отложить что-то на черный день. То, что отпуск переносится на зимнее время, напротив, при нынешнем рынке авиаперевозок только в радость. Но этот отпуск надо оплатить, а откуда, если сезон прошел, свадеб нет? Можно брать другие фотосессии. Но любому наемному работнику известно, что с выходными, праздниками, законной неделей больничного он имеет приблизительно 150 нерабочих дней в году. По сравнению с ним, мы недоработали примерно месяц. Поэтому отложим мечты выспаться на пляже еще на месяц, где-нибудь найдем еще клиентов и заработаем дополнительно $2700, которые являются нашей гипотетической среднемесячной зарплатой при работе в режиме 8/7. Итого около $19000 в год. Гипотетической потому, что уж очень ровно все складывается: с техникой все ОК, свадьбы идут потоком. Будем оптимистами, сэкономим еще немного на объективе, не будем в этом сезоне обновлять фотоаппарат и чуть-чуть улучшим работоспособность, оценив прибыль в круглые $20000. Зато 5 месяцев теперь можно ничего не делать, совсем как планктон из офиса, и даже немножко поболеть (план болезни необходимо составить заранее). Раскидав на 12 месяцев, получим зарплату $1666 в месяц. Нормальная для России зарплата, если учесть, что фотография не является высококвалифицированным трудом, как бы это ни обижало фотографов. В большинстве своем фотограф глуп и невежественен примерно как кассир в банке. Многие из них не учились ничему, не имеют ни образования, ни способностей к нему; а те, кто пытался в прошлом работать по найму, были с позором изгнаны из-за профнепригодности. Взять камеру - это большее, что он смог осилить, ведь порог вхождения весьма низок. Так что более чем полторы штуки баксов - нормально. Даже хорошо. Даже очень. И да, за такие высказывания грозятся побить ногами.

Можно вывести правило, согласно которому усредненный до 1 дня доход загруженного хорошего фотографа, имеющего отпуск, выходные и перерыв на обед, равен как минимум половине цены часа его съемки. Как максимум 2/3 - в случае, если он по максимуму оптимизирует свои расходы. В нашем случае имеем от $50 до $66 в день при неплохих условиях работы. Именно поэтому от $100 в час - приятная цена для фотографа. Она позволит ему иметь современную технику профкласса (да-да, 95% даже дорогих фотографов снимают на любительские зеркалки, и опять-таки норовят оскорбить, если напомнить им про это), не копить на еду, жить в уютной квартирке и раз в год летать на какой-нибудь остров. Дворца не выстроишь, конечно, но на жизнь хватит. Творчески и профессионально развиваться на эти деньги тоже возможно. В старости придется лечь и умереть. Рай и романтика? Возможно. Но выше я назвал $100 хорошей, а значит высокой ценой на рынке фотоуслуг. Бывает и выше, но спрос падает. Но об этом - тсссс...

Большинство снимает дешевле. Тут появляется другая вышеупомянутая цена, равная $50. Она же средняя "по больнице". Именно в этой ценовой категории работает большинство фотографов, имея при этом средний доход, равный примерно $1000 в месяц. То, что в два раза более дорогой фотограф в идеале имеет в 1.6 раза больше (символичное, кстати, число в фотоиндустрии), не должно смущать, т.к. у более дешевого и техника попроще (зачастую б/у), и прочие затраты пониже, т.к. нет нужды выдавать 100% качественный результат, ведь другие снимают не лучше. Дорогому фотографу нужно быть одним из лучших, дешевому же достаточно быть лучшим среди худших, чтобы выбрали его. При ставке $50 можно иметь много больше, чем при ставке $100, правда и работать придется все время. Значительно больше, чем наемный работник в уютненьком офисе с кондиционером и соцсетями. Раза в два.

Но именно недорогие фотографы совокупно зарабатывают больше, потому что заказы тоже нужно где-то взять. А откуда их взять, если у тебя цена больше, чем у других за то же самое? Вокруг этого момента крутится больше всего рассуждений, домыслов и срачей в общении фотографов. И попытки найти правду здесь не приветствуются. Обычный рассказ истории фотографа выглядит так: "Недавно я начал работать фотографом, после того, как мне родители подарили профессиональную камеру за 25 тысяч рублей. Уже в первый месяц я окупил камеру, а потом стал грести бабло лопатой. Я повысил цену в 2 раза - клиентов стало больше тоже в 2 раза. Я повысил цену еще в 2 раза - клиентов стало больше в 3 раза. А затем лопата сломалась, я было собрался брать кредит на покупку новой, но друзья посоветовали нанять бульдозер." Каждый второй фотограф рассказывает эту сказку. Как он считает, для того, чтобы не ронять рынок. Действительно, некоторый эффект, наверное, есть. Дешевых фотографов быстро выгребают заказчики, остаются лишь те, что подороже, и тут желательно, чтобы он были как можно дороже. Но главный смысл в другом. Обещая большие выгоды при росте цены, фотографы тупо выбивают себе конкурентное преимущество. Пока тот, кто, по совету, задрал цену, поймет, что к чему, советчик потенциально поимеет те заказы, которые не достались наивному коллеге. Вообще в сватографии конкуренция очень сильная и жестокая. Можно вылететь из бизнеса, сказав неосторожное слово на форуме. Почти все фотографы любят, чтобы другие фотографы размещали на тематических форумах и в портфолио как можно больше своих фотографий под используемым в общении именем. Если фотографии плохие - об этом сразу же скажут и успокоятся. Если хорошие - тоже скажут, но не успокоятся, а сделают все возможное, чтобы устранить конкурента. Будут писать ядовитые сообщения, подставные отзывы на форумах, которые потом проиндексируются поисковиками и на долгие годы испортят карму. Боже упаси вас показывать свое портфолио, какое б оно ни было, профессиональным фотографам! Если нужна оценка, учитесь думать сами. Если не получается, найдите отзывы где угодно, но только не у фотографов. В качестве иллюстрации можно привести известный сайт mywed, который использует схему чморения качественных работ на фоне поддержания низкоуровневой массовки для пиара фотоадминистрации ресурса, и известный форум на foto.ru, где не принято говорить больше, чем принято.

Но вернемся к цене. Дорогие заказы, несомненно, бывают. Бывают и очень дорогие свадебные фотографы. Но тут работает правило хорошей мины при плохой игре. Заходим на gorko.ru и смотрим, сколько самых дорогих фотографов ищет заказы на ближайшие даты. Само по себе наличие поиска это плохой показатель, ведь он дискредитирует, так еще и услуга платная. Если фотограф пишет, что снимает за $250 долларов в час, то никто не мешает ему делать это раз в полгода, положившись на теорию вероятности. Или снимать дешевле. Вранья тут немного, потому что клиентам можно сказать: "вы мне очень понравились (страшная как будни фотографа невеста смотрит преданными жалобными глазами), я сниму вас дешевле, но всем говорите, пожалуйста, что у вас был очень дорогой фотограф". Поймать за руку на таком можно только по отзывам (та же невеста обязательно по-секрету рано или поздно проболтается, сколько на самом деле стоил фотограф), но также можно судить по разбросу в цене на разные виды съемки. Например, стоит свадьба по 5000 рублей в час. И тут же, например, съемка животных по 1500. Подработка? Да это же бред. Это то же самое, как, работая директором, по вечерам идти подрабатывать грузчиком. А судя по качеству жизни и культуре быта, доход у них и вовсе как у пенсионера.

Вообще фотографы любят давать вредные советы. Многие из них искренне так считают, но я уверен, что некоторый процент сознательно идет на обман. Не могут же быть все настолько некомпетентными. Например, часто советуют не отдавать заказ подольше для того, чтобы заказчик понял, как это долго и трудно отрабатывать его деньги. Но чем быстрее отдаешь результат, тем крепче репутация, а если результат еще и хороший, так вообще здорово! Так обеспечивается еще одно ключевое конкурентное преимущество - скорость.

Третье, и последнее преимущество - качество. Тут тоже хватает заковырок. В первую очередь это касается советов по съемке и обработке фотографий. В том числе и на мастер-классах за деньги. Рассказать, показать могут только базовые очевидные вещи. Обязательно разжуют инструкцию к камере. Самое главное, корень мысли, остается за кулисами. Конечно, основу мысли трудно сформулировать и еще труднее донести, но будьте уверены, ни один коммерческий фотограф, боящийся конкурентов (а это 99,99% всех проффотографов, пусть и втайне), не откроет своих наработок ни за какие коврижки. Ему не нужны конкуренты. На мастер-классе может даже прямо сказать: "вы должны вырабатывать свой стиль, поэтому я не буду заострять внимание на тонкостях своей работы". По крайней мере, это честно. Но деньги не вернет.

Сюда же можно добавить поражающие своей безграмотностью технические советы. На вопрос о том, какой купить объектив для съемки свадеб, вам вполне могут посоветовать мануальный Самьянг или, того хуже, советский Индустар. Часть этих советов будет исходить от опытных фотографов, отлично знающих, что мануальная оптика для коммерческой съемки не применима, потому что там нужен живой портрет. А мануальный объектив быть может у них даже есть, но используется для личных нужд, о чем они скромно умолчат. Или, к примеру, показное пренебрежительное отношение к новичкам, снимающим на автомате. Ни один сколь-либо соображающий фотограф не станет без веской причины, вроде сбоя фотоаппарата, снимать свадьбу в ручном режиме, потому что это самоубийство. Никогда в репортаже - пусть с элементами хужожественности, но свадьба это репортаж - никто не снимает в ручном режиме, все херачат на автомате. Ручная только диафрагма. В ресторане со вспышкой тоже используется автомат (несмотря на диск в положении M, вспышка работает в режиме TTL-замера). Здесь могут припомнить пленку, когда не было ни моторов в объективах, ни автоматики в камерах, но пленочный подход сегодня неконкурентноспособен, в чем, опять же, признаются с большой неохотой, хотя прекрасно это понимают. В результате общение с профессионалами способно очень сильно осложнить жизнь человеку, решившемуся заняться фотографией. Поснимав, набравшись опыта, поэкспериментировав, он поймет, сколько вредных советов он взял, и сколько из них были заведомо вредными. Еще один пример - поголовный совет полтинника для съемки портретов, в то время как он ни на кропе, ни тем более на полном кадре никакой не портретник, а если советуют в роли штатника, так 35мм куда удобнее. Просто продавать ненужные объективы людям тоже необходимо. Практически все через это проходили, но лишь немногие об этом говорят. Большинство просто следуют сложившимся правилам игры, став "профессионалом".

Цена, качество, срок - вот три кита в любом деле, и фото не исключение. Важно не выдумывать велосипед, а просто быть в потоке. И при этом быть лучше других. Но мы снова отвлеклись. Пусть по $100 и более работает очень хороший фотограф. Пусть большинство снимает по средней, обоснованной рынком средней цене в $50. Можно ли снимать дешевле? Конечно, можно. Можно по $40. Но тут уже начинается экономия. Сразу под нож идет ретушь, как самая трудозатратная часть. Не будет печати, либо будет, но самая дешевая и некачественная. Технику удастся использовать только бюджетную, иначе в будущем на замену просто не хватит денег. Но все же при грамотном подходе можно и тут иметь прибыль. На мой взгляд, самый край это $25 в час. Это будет съемка на устаревший фотоаппарат с недорогим объективом, без каких-либо допуслуг, с массой заказов, которые с лета обрабатываются долгими осенними ночами. Квартирку придется иметь не такую уютную (и не в городе, а на окраине), тропичекий остров заменить Красным морем (в худшем случае, Черным с проживанием в палатке), но жить можно, при условии, что поток идет нескончаемо. Правило 2/3, определяющее ежедневный доход, здесь работать не будет, т.к. нужно выполнять заказы максимально быстро, выкладываясь по-минимуму и беря оборотом. Те, кто работает в этой ценовой категории, говорят, что так можно тоже неплохо заработать. Трудно судить, насколько это так, но подозреваю, что вполне возможно. Обычно в низшей ценовой категории многие работать отказываются из-за контингента, который ищет такую цену. Чаще всего это глупые, маловменяемые люди, с которыми трудно конструктивно общаться и вместо съемки нужно решать проблемы взаимоотношения. Трудно сказать, но если бы я был фотографом, зарабатывающим себе на жизнь, подозреваю, что пришлось бы переместиться в этот сегмент. Потому что правило "поднял цену - поперли клиенты", в действительности работает с точностью до наоборот. Поднимешь цену выше среднего, и хрен кто к тебе вообще пойдет, за редким исключением. Конечно, старые клиенты могут постепенно замениться на новых, более взыскательных и обеспеченных. А могут и не замениться. Самая главная проблема здесь, это если нет заказов по какой-либо причине - значит ты в пролете, не видать тебе в этом году вообще никакого моря, а если заказов в принципе мало, то и пожрать будет нечего. Фотограф должен снимать постоянно независимо от своей цены.

Получается, что $25 в час это своего рода low-cost в фотографии, когда базовое качество еще обеспечивается, но без претензий на полноту сервиса. А что, если дешевле $25? Теоретически можно. Практически сильно дадут о себе знать фундаментальные ограничения. В первую очередь это затраты на аппаратуру и ограниченная работоспособность человека. Если работать в режиме 14/7 больше полугода, начнется депрессия. А если год, то и сдохнуть можно. Дохлый фотограф уже ничего не заработает, так что это однозначно уход в минус. Но в сети предлагаются фотографы и по $15 в час, однажды даже видел по $10! Если снимать в JPEG без обработки вообще, на самую дешевую камеру с пластмассовым объективом, в принципе, даже по $10 (в 10 раз меньше цены по-настоящему профессионального фото!) получается достаточно для обеспечения базовых потребностей человека. Базовые потребности, это питание по рекомендациям ВОЗ и поддержание достаточной чистоты и комнатной температуры в жилище. Так вот, даже с этим могут возникнут проблемы, потому что невозможно всегда иметь гарантированные заказы на 2 месяца вперед. При этом в JPEG без обработки на простую камеру еще надо умудриться снять. То есть нужно быть профессионалом высшего уровня. Но так не бывает, это на грани возможного. Люди, снимающие по такой цене, не ставят целью ни заработать, ни хотя бы вернуть свои затраты на увлечение. Они могут быть заинтересованы в качественном результате, но недолго. Это могут быть студенты, которым подарили камеру на день рождения, или гопники, отжавшие рюкзак у беспечного фотографа в темном переулке (кстати, главное правило фотографа по вызову - никогда, нигде, ни в коем случае, что бы ни случилось, хоть война, хоть извержение вулкана - не оставлять вещи без присмотра ни на секунду (в туалет тоже с камерой) и не ходить по злачным местам, потому что никакая съемка не окупит потерю инструмента заработка). Нанимать фотографа за $10 или нет, конечно, решать заказчику. Допускаю, что такие случаи иногда оправданы, но по-моему проще попросить гостей скинуть фотки со своих телефонов и камер, которые, к слову, могут оказаться технически более совершенными, чем у такого фотографа. Можно даже напороться на творческий результат с хорошей камеры, если человеку просто нравится снимать (тогда можно и бесплатно), но такое случается в одном случае из сотни. Либо же это будет новичок, способный по воле случая выдать как качественный результат, так и никуда не годный.

В общем, фотографов нынче много. Хороших и разных, дешевых и дорогих. Сейчас их популяция быстро редеет вследствие кризиса, а средняя цена медленно падает. Фотографа можно сравнить с таксистом. Будни этой профессии хорошо описал В. Лобас в книге "Желтые короли". Если в ней заменить "таксист" на "фотограф", можно издать не менее удачный аналог на близкую тему. Решительно ничего не поменяется. Тот же контингент, те же принципы, тот же исход. В начале романа автор обещает дать рецепт, как, имея в кармане лишь жетон на поездку в метро, сколотить небольшое состояньице. В конце рецепт действительно дается, хотя не уверен, что многие захотят им воспользоваться. Он вполне безобидный, просто много рисков и работы. Точно так же как в фото. И приводит к закономерному выводу: работа как таковая не принесет успеха. Нужно нечто более эффективное. Потому что единственный способ заработать при помощи книги "Как заработать миллион" - это продавать ее.

1 комментарий:

  1. Coin Casino - No deposit bonuses 2021 - casinowoworld
    How do you get free spins 메리트 카지노 without risking real money? With cryptocurrency, 바카라 the casino has the highest reward 인카지노 tiers with the lowest tier.

    ОтветитьУдалить